☀ 10 МАЯ - ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ ШЬЯМАСУНДАРА ПРАБХУ,
одного из первых учеников Шрилы Прабхупады, сделавшего очень много для становления Сознания Кришны на Западе, вырезавшего первые Божества Джаганнатхи на Западе, спутника Прабхупады во время его визита в СССР.
Сэм Спирстра, высокий и стройный атлет (он был лыжником и даже участвовал в Олимпийских играх), с вьющимися золотисто-рыжими волосами, был человеком творческим — писателем и скульптором. Он окончил колледж в Орегоне и в рамках фулбрайтовского обмена устроился в маленький швейцарский колледж, где получил степень магистра философии.
Он был известной личностью — как выражался Мукунда, «ярким представителем матерого индивидуализма».
Когда Мукунда посетил Сэма в его дозорной башне в горах и рассказал ему о Свамиджи и сознании Кришны, того эти новые идеи заинтриговали. Жизнь для него к тому времени уже утратила всякий смысл, но рассказ Мукунды и Джанаки о Свамиджи вселил в него надежду. Проведя с Мукундой несколько дней, Сэм загорелся идеей помочь ему основать в Сан-Франциско храм сознания Кришны.
Сэм был знаком с местными рок-звездами, и именно он пригласил их выступить в «Авалоне» вместе со Свами Бхактиведантой, которого сам еще ни разу не видел. Первая их встреча состоялась в аэропорту, когда Свамиджи прилетел в Сан-Франциско; позднее Сэм клялся, что увидел тогда вспышку света, изошедшую из тела Свамиджи.
Сначала Сэм боялся проронить даже слово, да и о чем говорить, не знал — Свамиджи был для него чем-то невиданным и казался очень возвышенным. Но на следующий день после выступления в «Авалоне», когда Мукунда рассказал Бхактиведанте Свами, что концерт организовал Сэм, Свамиджи попросил его позвать, чтобы узнать, сколько удалось собрать денег. Сидя напротив Свамиджи за его маленьким столиком, Сэм сообщил, что выручка составила полторы тысячи долларов.
— Ну что ж, хорошо, — сказал Свамиджи, —ты станешь казначеем, — и добавил: — Как ты понимаешь Бога?
— Бог один, — ответил Сэм.
— Зачем мы поклоняемся Богу? — спросил Свамиджи.
— Для того, чтобы стать единым с Ним.
— Нет, — сказал Свамиджи. — Ты не можешь стать единым с Богом. Бог, как и ты, всегда индивидуален. Но ваши интересы могут совпадать.
И рассказал Сэму о Кришне. После разговора Свамиджи предложил:
— Приходи сюда каждый день, я научу тебя вести бухгалтерию.
И Сэм стал приходить к Свамиджи, чтобы научиться бухгалтерскому учету.
Сэм: Мне всегда тяжело давался бухгалтерский учет, и я совсем не горел желанием этим заниматься. Но это был хороший повод каждый день видеться со Свамиджи. Он ругал меня, когда я тратил слишком много денег или когда не мог как следует подсчитать остаток по книгам. Мне очень понравилась его практичность и то, что он знал, как вести счета. С первых дней он стал для меня скорее другом, чем каким-то кумиром из высших сфер. Со всеми практическими вопросами я шел к нему. Каждый день, наблюдая за тем, как Свамиджи решает проблемы, я научился сам находить ответы на свои вопросы. Первое, что он меня попросил -жениться на моей подруге.
****************
Однажды Малати, вбежав в комнату Свамиджи, достала из своей продуктовой сумки какую-то вещицу и поставила ее на стол перед Свамиджи.
— Что это, Свамиджи?
Взглянув на стол, Бхактиведанта Свами увидел деревянную фигурку сантиметров в десять высотой, с плоской головой, черным улыбающимся лицом и большими круглыми глазами. У фигурки были вытянутые руки и гладкий желто-зеленый торс. Ног видно не было.
Свамиджи тотчас же сложил ладони и склонил голову, выражая маленькой фигурке свое почтение.
— Ты принесла Господа Джаганнатху, Господа Вселенной, — сказал он, радостно улыбаясь. — Это Сам Кришна. Большое тебе спасибо.
Лицо Свамиджи засияло от радости, а Малати и другие не верили своим глазам: на их долю выпала большая удача — доставить Свамиджи такое удовольствие. Свамиджи объяснил, что это Господь Джаганнатха, одна из форм Кришны, Божество, которому тысячелетиями поклоняется вся Индия. Он сказал, что Джаганнатхе никогда не поклоняются одному; рядом с Ним всегда должны быть два других Божества: Его брат Баларама и сестра Субхадра.
Малати взволнованно призналась, что на «Кост-плас», в магазине импортных товаров, где она нашла маленького Джаганнатху, были и другие похожие на Него фигурки; тогда Свамиджи велел ей вернуться туда и их купить. Малати рассказала об этом своему мужу, Шьямасундаре, и вместе с ним они поспешили в магазин и купили две недостающие фигурки.
Чернолицего, улыбающегося Джаганнатху Свамиджи поставил справа. В центре он поместил самую маленькую фигурку, Субхадру, у которой был красный улыбающийся рот и прямоугольное черно-желтое туловище. У третьей фигурки, Баларамы, с белой круглой головой, с глазами, подведенными красной краской, и ярко-красными губами, расплывшимися в счастливой улыбке, были такие же протянутые вперед руки, как у Джаганнатхи, и сине-желтое туловище. Свамиджи поставил его слева от Субхадры. Глядя на них, стоящих у него на столе, Свамиджи спросил, умеет ли кто-нибудь из преданных резать по дереву. Шьямасундара сказал, что это его профессия, и Свамиджи попросил его вырезать копии Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры около метра высотой.
Видя в появлении Господа Джаганнатхи в Сан-Франциско волю Кришны, Свамиджи сказал, что преданные должны отнестись к этому ответственно: Господь Джаганнатха Сам пришел к ним, поэтому они должны оказать Господу подобающий прием и поклоняться Ему надлежащим образом. Если Шьямасундара сумеет вырезать фигуры, то Свамиджи сам установит их в храме, и преданные смогут поклоняться Божествам. Тогда Сан-Франциско, сказал он, можно будет пере¬именовать в Нью-Джаганнатха-Пури.
— Джаганнатхах свами наяна-патха-гами бхавату ме, — пропел Свамиджи. — Это мантра, обращенная к Господу Джаганнатхе. Джаганнатха значит «Господь Вселенной». «О, Господь Все¬ленной, будь милостив, предстань перед моим взором». То, что Он соизволил прийти сюда, несомненно, хороший знак.
Шьямасундара купил три больших бруска бука, а Свамиджи сделал эскиз и указал на ряд деталей. Пользуясь маленькими фигурками как образцом, Шьямасундара рассчитал пропорции и размеры будущих Божеств и начал вырезать их на балконе своей квартиры. Тем временем другие преданные скупили всех оставшихся в «Кост-плас» маленьких Джаганнатх и завели моду носить Джаганнатху на цепочке вокруг шеи.
Поскольку Господь Джаганнатха очень великодушен и милостив к самым падшим, объяснил Свамиджи, преданные вскоре смогут поклоняться Ему в своем храме. Поклонение Божествам Радхи и Кришны требует соблюдения очень строгих правил, и сан-францисские преданные еще не готовы к этому, но Господь Джаганнатха столь милостив, что поклонение Ему может быть довольно простым (для этого достаточно петь «Харе Кришна») и делать это могут даже неофиты.
ИСККОН только начал расти. Прабхупада не хотел ограничиваться двумя десятками храмов — он намеревался открыть их как минимум сто восемь. Он только начал путешествовать по миру и издавать свои книги, и с каждым днем у него будет все больше и больше учеников. Будет расти престиж его движения, а вместе с ним – и противодействие со стороны атеистов. Сознание Кришны распространялось все шире, и впереди него шел Прабхупада.
— Я вижу впереди свет, — говорил он. — Это свет величия Кришны.
Он считал себя слугой духовного учителя, а светлое будущее его Движения было в руках Господа.
Прабхупада позвал Шьямасундару. Хотя он и сердился из-за катастрофы, которой только чудом удалось избежать, он понимал, что ученики его сделали все, что могли. Он сказал Шьямасундаре, что храм прекрасен и очень ему нравится. Затем он попросил, чтобы на входе повесили табличку с золотыми буквами на голубом фоне:
ХРАМ РАДХА-КРИШНЫ
Этот храм был построен благодаря самоотверженному труду и усилиям Шьямасундар-даса Адхикари.
*******************
Шьямасундара дас:
Прабхупада каждому из нас давал поручения, и мы каждый день отчитывались перед ним о том, что сделали. Тут же мы получали задание на следующий день. Мы должны были окончательно стать вайшнавами — и по поведению, и по внешнему виду. Прабхупада научил нас всем тонкостям того, как вайшнав должен вести себя в Индии. Он делал это своим примером. Мы шли и наблюдали за ним каждую секунду, порой мы просто копировали все, что делал Прабхупада.
Шьямасундара дас:
Мне нравилось под конец дня или рано утром сидеть в комнате Прабхупады, когда он обсуждал ежедневные вопросы, и предоставлять ему отчеты о том, что мы сделали за день. Это были наиболее сладкие мгновения с Прабхупадой. Действия Прабхупады никогда нельзя было предсказать. Все, что он говорил и делал, было полной неожиданностью. В течение всех тех лет, когда я открывал дверь в его комнату и заходил к нему, я никогда не утрачивал чувства легкого беспокойства: я никогда не знал, что произойдет дальше. Знал, конечно, что всё будет чудесно, но невозможно было предугадать, что духовный учитель сделает или скажет.
Шьямасундара дас:
Мне особенно нравились прогулки с Прабхупадой по пшеничным полям вокруг Мэнора. Центр сознания Кришны в Лондоне стал кульминационным моментом в выполнении указаний, данных ему его духовным учителем. Он должен был основать центры сознания Кришны во всем мире, но, прежде всего, в Лондоне. Бхактисиддханта Сарасвати в свое время отправил нескольких преданных в Лондон, и они пытались здесь что-то делать.
Таким образом, акцент на Лондоне был исторически продиктован. Прабхупада считал, что подобными центрами, их деятельностью, финансами должны управлять грихастхи. Эта мысль возникла у него в результате наблюдения за тем, как это делалось у нас, в Лондоне. Прабхупада ценил преданность каждого. Были это брахмачари, грихастхи или санньяси — он был очень благодарен преданным за их служение.
Ямуна даси:
Одним из важнейших событий было установление в Лондоне Шри Шри Радха-Лондон-ишвары 14 декабря 1969 г., в день Одана-шаштхи. Вечером накануне этого события Шрила Прабхупада сказал нам поставить две свечи на алтарь, где будут стоять Божества, и долго петь киртан, чтобы подготовиться к Их встрече. Би-Би-Си все это снимало на пленку, Событию предшествовала большая реклама. В комнатее было мест для сидения и люди стояли на улице и смотрели в окно. Мы несколько дней лихорадочно готовились к этому событию. Алтарь собрали только в самый последний момент, в основном, благодаря самоотверженному труду Шьямасундары. Шьямасундара так тяжело трудился перед этим событием, что Шрила Прабхупада попросил установить на передней стене храма плиту в честь Шьямасупдары за заслуги по подготовке места, где мог поселиться Господь.